Новости

О ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА - ОБСУЖДЕНИЕ В МГЛУ

2018-02-10 21:04
5#nbsp;февраля в#nbsp;Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) состоялась презентация программы профессиональной переподготовки «Преподаватель русского жестового языка». О#nbsp;необходимости подготовки преподавателей РЖЯ из#nbsp;числа слабослышащих и#nbsp;глухих носителей языка в#nbsp;нашей среде говорили давно. Напомним, программа профессиональной переподготовки «Преподаватель русского жестового языка» была разработана МГЛУ по#nbsp;инициативе Всероссийского общества глухих в#nbsp;связи с#nbsp;острым дефицитом квалифицированных преподавателей жестового языка в#nbsp;учебных заведениях. Ее#nbsp;цель#nbsp;— подготовить преподавателей из#nbsp;среды глухих и#nbsp;слабослышащих для преподавания русского жестового языка слышащим взрослым

Уже осенью разработки МГЛУ вступили в#nbsp;практическую фазу, и#nbsp;было объявлено о#nbsp;предстоящем обучении и#nbsp;наборе желающих. Однако, при всей социальной значимости программы и#nbsp;солидности образовательной базы, имелся существенный для глухих энтузиастов минус#nbsp;— стоимость. Университет определил цену 9-месячного обучения при неполной двухдневной занятости в#nbsp;неделю в#nbsp;119 тысяч рублей. Такая сумма даже при содействии ВОГ, которое в#nbsp;теории подразумевает оплату до#nbsp;50% стоимости, оказалась весьма серьезной для потенциальных участников. Особенно в#nbsp;свете того, что перспективы применения полученного образования, мягко говоря, несколько туманны.

Эти и#nbsp;другие вопросы волновали аудиторию, собравшуюся на#nbsp;презентации. Мероприятие проходило под председательством Ирины Краевой, и. о. ректора МГЛУ, Сергея Колесова, директора института непрерывного образования МГЛУ, и#nbsp;Анны Комаровой, директора ЦОГиЖЯ им.#nbsp;Г.#nbsp;Л.#nbsp;Зайцевой и#nbsp;главного идеолога обучения РЖЯ в#nbsp;МГЛУ. Пришли послушать презентацию около 20 глухих из#nbsp;Москвы и#nbsp;Московской области, а#nbsp;также из#nbsp;Иваново и#nbsp;Уфы. Для тех, кто не#nbsp;смог присоединиться, и#nbsp;жителей регионов была организована прямая трансляция с#nbsp;мероприятия, которая, по#nbsp;отзывам, проходила вполне успешно В#nbsp;ходе презентации были раскрыты содержание и#nbsp;продолжительность программы обучения.

Различные разделы подробно пояснялись педагогами университета, ответственными за#nbsp;их#nbsp;разработку и#nbsp;преподавание. Наибольшее внимание в#nbsp;обучении, конечно, уделяется практическому курсу РЖЯ, кроме этого#nbsp;— изучаются лингвистика жестовых языков, психология и#nbsp;педагогика, методика обучения РЖЯ и#nbsp;другие направления. Представители вуза подтвердили, что после успешного прохождения курса и#nbsp;сдачи квалификационных испытаний (экзаменов и#nbsp;самостоятельных уроков РЖЯ) каждый слушатель получает в#nbsp;качестве документа диплом МГЛУ.

Анна Комарова и#nbsp;Татьяна Давиденко пояснили, почему недостаточно быть просто грамотным и#nbsp;«чистым» носителем РЖЯ для того, чтобы автоматически иметь основание преподавать язык другим. Анна Анатольевна отметила: сама являясь CODA, она легко допускает, что кто-то из#nbsp;находящихся в#nbsp;зале может знать РЖЯ куда лучше,#nbsp;— но#nbsp;квалификация «преподаватель РЖЯ» не#nbsp;складывается исключительно из#nbsp;уровня владения языком. Необходимо разбираться в#nbsp;лингвистике, в#nbsp;психологии, в#nbsp;педагогических методах и#nbsp;методиках обучения, понимать, как работать с#nbsp;аудиторией, и#nbsp;многое другое. И, наконец, именно прохождение курса и#nbsp;получение диплома установленного образца дает право преподавания. В#nbsp;этой связи в#nbsp;ответе на#nbsp;один интересный вопрос из#nbsp;зала#nbsp;— можно#nbsp;ли адаптировать программу для обучения детей в#nbsp;школах грамотному#nbsp;ЖЯ? —#nbsp;разработчики указали, что, хотя программа не#nbsp;предусматривает такую специализацию, успешное завершение обучения даст новоиспеченным преподавателям возможность обучать любые возрастные группы. А#nbsp;значит, они смогут сами разрабатывать и#nbsp;адаптировать образовательный процесс как для взрослых, так и#nbsp;для детей. Следовательно, будет больше возможностей для заполнения пробелов в#nbsp;образовании глухих дошкольников и#nbsp;школьников и#nbsp;распространении проверенных моделей обучения.

Еще один вопрос касался адаптации курса в#nbsp;другом плане#nbsp;— можно#nbsp;ли тем кандидатам, которые уже имеют высшее педагогическое образование, рассчитывать на#nbsp;сокращенный вариант прохождения курса? Оказалось: да. Учитывая, что многие из#nbsp;получаемых при педагогическом образовании знаний включены и#nbsp;в#nbsp;программу переподготовки преподавателей РЖЯ, это рациональный и#nbsp;допустимый вариант. Пересчет стоимости также подразумевается. При таком раскладе возможность дистанционного обучения явно могла#nbsp;бы расширить поток заявок, но, пока такое обучение реально для лекционных занятий, возможность дистанционных практических занятий еще только рассматривается. Поэтому пока еще предусмотрена очно-заочная форма обучения в#nbsp;МГЛУ по#nbsp;этой программе. Спрашивали также про стандарт ЖЯ, по#nbsp;которому будет вестись обучение, про контроль за#nbsp;качеством преподавания…

В#nbsp;целом, сессия вопросов-ответов была очень содержательной и#nbsp;позволила яснее представить вероятные перспективы. Многие после окончания презентации сразу воспользовались предложением организаторов заполнить заявки на#nbsp;обучение. Сергей Колесов объявил о#nbsp;старте обучения уже меньше чем через месяц#nbsp;— 1#nbsp;марта. Оно состоится, если в#nbsp;группу наберут не#nbsp;менее 8 человек. Будем надеяться, все получится и#nbsp;желающие найдутся, потому что такая программа от#nbsp;одного из#nbsp;ведущих вузов страны в#nbsp;самом деле становится важной «ласточкой» в#nbsp;сфере профессионального образования глухих в#nbsp;России. Успешное развитие этой инициативы может повлиять и#nbsp;на#nbsp;процессы в#nbsp;образовании глухих детей, и#nbsp;на#nbsp;культуру глухих, и#nbsp;на#nbsp;их возможности в#nbsp;трудоустройстве.

Мнение Анны Комаровой Действительно, это очень полезное начинание. Впервые высшее учебное заведение в#nbsp;России предлагает такое нужное направление профессиональной подготовки. Однако абсолютно новым назвать его нельзя#nbsp;— в#nbsp;1993 году Г.#nbsp;Л.#nbsp;Зайцева готовила группу глухих преподавателей РЖЯ в#nbsp;рамках британского проекта, интенсивные курсы подготовки «инструкторов РЖЯ» состоялись в#nbsp;2001 и#nbsp;в#nbsp;2012 гг. (последний раз совместно с#nbsp;МГО ВОГ). Краеугольным камнем успешности программы является тщательный отбор кандидатов в#nbsp;учители РЖЯ. Здесь важны не#nbsp;корочки о#nbsp;высшем образовании, а#nbsp;свободное владение настоящим жестовым языком, «чувство языка», в#nbsp;том числе и#nbsp;русского словесного, педагогическая интуиция. Именно поэтому заочный набор в#nbsp;группу просто по#nbsp;факту подачи заявления и#nbsp;оплаты курса вызывает большие опасения. Надеюсь, что будут возможны собеседования, в#nbsp;том числе по#nbsp;скайпу.

Презентация и#nbsp;обсуждение в#nbsp;МГЛУ#nbsp;— Всероcсийское Общество Глухих www.voginfo.ru