Заявление Национальной ассоциации глухих (НАГ) США по кохлеарной имплантации
…НАГ поддерживает модель «благополучия», которая основывается на физической и психосоциальной целостности глухих детей и взрослых. Общественности необходима информация о жизни подавляющего большинства глухих и слабослышащих граждан, которые оптимально адаптировались на всех этапах своей жизни, являются благополучно интегрированными и здоровыми личностями, достигли успешного уровня функционирования в обществе с помощью, либо без помощи слуховых аппаратов, КИ и других вспомогательных средств.
НАГ признает потенциал всех технических достижений для поддержки и улучшения качества жизни всех глухих и слабослышащих людей. За последние тридцать лет развитие технических средств, таких как скрытое субтитрирование, электронная почта и интернет, двухсторонние пейджеры, текстотелефоны, диспетчерские телекоммуникационные службы, служба видео-перевода, приборы сигнализации, вибротактильные устройства, слуховые аппараты, звукоусиливающая аппаратура, аудиопетля и слуховые системы, сыграли для этого важную роль. В этом отношении также проявляется роль кохлеарных имплантов, что, безусловно, приведет к изменениям в будущем. Но КИ не подходят для ВСЕХ глухих и слабослышащих детей и взрослых. Кохлеарная имплантация представляет собой технологию, которая является инструментом для использования лишь в некоторых формах общения, а не средством излечения глухоты.
(…) НАГ обращает особое внимание на сохранение и поддержку психолого-социального единства глухих и слабослышащих детей и взрослых. Необходимо учитывать влияние неправильно ориентированной информации о сообществе глухих в нашей стране. Очень многие медицинские специалисты продолжают рассматривать глухоту как инвалидность и ненормальность, стремятся исправить такое состояние путем КИ. Взгляд на глухоту как на патологию должен быть изменен благодаря большей информации и взаимодействию с успешными, хорошо приспособленными к жизни глухими и слабослышащими гражданами.
СМИ часто описывают глухоту в негативном свете, рисуя глухих и слабослышащих детей и взрослых как инвалидов или граждан второго сорта, которых необходимо исправить с помощью имплантатов. Информации об успешных глухих и слабослышащих без имплантатов либо очень мало, либо совсем нет. Имплантация и устный метод обучения агрессивно пропагандируются СМИ, медицинскими специалистами и родителями. Основная причина здесь не в том, что они надеются на преимущества использования слуха в социуме слышащего большинства, а в том, что они ассоциируют глухоту с тяжелым бременем.
(…) НАГ настаивает на том, чтобы врачи, аудиологи и другие специалисты направляли родителей к квалифицированным экспертам в области глухоты и другим соответствующим источникам информации – с тем, чтобы они принимали решения, основываясь не только на медико-хирургических взглядах.
(…) Кохлеарные имплантаты могут уничтожить остаточный слух индивидуума. Таким образом, если глухой или слабослышащий ребенок или взрослый позднее захочет использовать слуховой аппарат, то он будет лишен этого выбора.
(…) Для позднооглохших имплантаты могут функционировать достаточно хорошо, но для детей, потерявших слух до овладения речью, процесс овладения языком очень трудоемкий процесс, не гарантирующий достижения желаемой цели и требующий длительных усилий со стороны родителей педагогов, других специалистов.
(…) Операция кохлеарной имплантации – только начало, а не конец. Решение о хирургическом вмешательстве представляет собой продолжительный, а иногда и пожизненный процесс занятий по развитию слуха, реабилитации, овладения навыками устной речи и визуального языка, медицинских проверок, а иногда и дополнительные хирургические операции. Какой бы выбор не сделали родители, они должны в первую очередь думать о ребенке в целом, учитывая его раннее языковое и когнитивное развитие. Отсутствие возможности развития визуального языка может привести к задержкам развития, которые чрезвычайно трудно преодолеть впоследствии. Первые шесть лет жизни являются критическими для развития и овладения языком, следует обращать внимание на параллельное развитие навыков визуальной (жестовой. – Ред.) и письменной речи.
…Родители должны знать, что отказ от кохлеарной имплантации ни в коей мере не обрекает их детей на существование в мире бессмысленной тишины. Независимо от того, имплантирован ребенок или нет, он может найти себя и в обществе слышащих, и в обществе глухих. По этим причинам у родителей детей с ранней потерей слуха есть достаточно оснований воздержаться от имплантации. Родители должны быть уверены в своем выборе – делать операцию или нет.
(…) Врачи… не должны выступать в роли экспертов по образовательным, психологическим, социальным и лингвистическим потребностям глухого ребенка. Врачи могут быть экспертами состояния внутреннего уха, но они не эксперты по внутренней жизни глухого ребенка и взрослого. В программу подготовки медиков, особенно отоларингологов, должны входить курсы по психологическим, социальным, педагогическим, культурным и коммуникативным аспектам глухоты, а также по модели «благополучия».
(…) НАГ также рекомендует страхователям обеспечивать достойное страховое обеспечение различным слуховым аппаратам и средствам, а также службе поддержки. (…)
Подготовлено Комитетом по кохлеарной имплантации НАГ,
одобрено Советом директоров НАГ 6 октября 2000 г.
…НАГ поддерживает модель «благополучия», которая основывается на физической и психосоциальной целостности глухих детей и взрослых. Общественности необходима информация о жизни подавляющего большинства глухих и слабослышащих граждан, которые оптимально адаптировались на всех этапах своей жизни, являются благополучно интегрированными и здоровыми личностями, достигли успешного уровня функционирования в обществе с помощью, либо без помощи слуховых аппаратов, КИ и других вспомогательных средств.
НАГ признает потенциал всех технических достижений для поддержки и улучшения качества жизни всех глухих и слабослышащих людей. За последние тридцать лет развитие технических средств, таких как скрытое субтитрирование, электронная почта и интернет, двухсторонние пейджеры, текстотелефоны, диспетчерские телекоммуникационные службы, служба видео-перевода, приборы сигнализации, вибротактильные устройства, слуховые аппараты, звукоусиливающая аппаратура, аудиопетля и слуховые системы, сыграли для этого важную роль. В этом отношении также проявляется роль кохлеарных имплантов, что, безусловно, приведет к изменениям в будущем. Но КИ не подходят для ВСЕХ глухих и слабослышащих детей и взрослых. Кохлеарная имплантация представляет собой технологию, которая является инструментом для использования лишь в некоторых формах общения, а не средством излечения глухоты.
(…) НАГ обращает особое внимание на сохранение и поддержку психолого-социального единства глухих и слабослышащих детей и взрослых. Необходимо учитывать влияние неправильно ориентированной информации о сообществе глухих в нашей стране. Очень многие медицинские специалисты продолжают рассматривать глухоту как инвалидность и ненормальность, стремятся исправить такое состояние путем КИ. Взгляд на глухоту как на патологию должен быть изменен благодаря большей информации и взаимодействию с успешными, хорошо приспособленными к жизни глухими и слабослышащими гражданами.
СМИ часто описывают глухоту в негативном свете, рисуя глухих и слабослышащих детей и взрослых как инвалидов или граждан второго сорта, которых необходимо исправить с помощью имплантатов. Информации об успешных глухих и слабослышащих без имплантатов либо очень мало, либо совсем нет. Имплантация и устный метод обучения агрессивно пропагандируются СМИ, медицинскими специалистами и родителями. Основная причина здесь не в том, что они надеются на преимущества использования слуха в социуме слышащего большинства, а в том, что они ассоциируют глухоту с тяжелым бременем.
(…) НАГ настаивает на том, чтобы врачи, аудиологи и другие специалисты направляли родителей к квалифицированным экспертам в области глухоты и другим соответствующим источникам информации – с тем, чтобы они принимали решения, основываясь не только на медико-хирургических взглядах.
(…) Кохлеарные имплантаты могут уничтожить остаточный слух индивидуума. Таким образом, если глухой или слабослышащий ребенок или взрослый позднее захочет использовать слуховой аппарат, то он будет лишен этого выбора.
(…) Для позднооглохших имплантаты могут функционировать достаточно хорошо, но для детей, потерявших слух до овладения речью, процесс овладения языком очень трудоемкий процесс, не гарантирующий достижения желаемой цели и требующий длительных усилий со стороны родителей педагогов, других специалистов.
(…) Операция кохлеарной имплантации – только начало, а не конец. Решение о хирургическом вмешательстве представляет собой продолжительный, а иногда и пожизненный процесс занятий по развитию слуха, реабилитации, овладения навыками устной речи и визуального языка, медицинских проверок, а иногда и дополнительные хирургические операции. Какой бы выбор не сделали родители, они должны в первую очередь думать о ребенке в целом, учитывая его раннее языковое и когнитивное развитие. Отсутствие возможности развития визуального языка может привести к задержкам развития, которые чрезвычайно трудно преодолеть впоследствии. Первые шесть лет жизни являются критическими для развития и овладения языком, следует обращать внимание на параллельное развитие навыков визуальной (жестовой. – Ред.) и письменной речи.
…Родители должны знать, что отказ от кохлеарной имплантации ни в коей мере не обрекает их детей на существование в мире бессмысленной тишины. Независимо от того, имплантирован ребенок или нет, он может найти себя и в обществе слышащих, и в обществе глухих. По этим причинам у родителей детей с ранней потерей слуха есть достаточно оснований воздержаться от имплантации. Родители должны быть уверены в своем выборе – делать операцию или нет.
(…) Врачи… не должны выступать в роли экспертов по образовательным, психологическим, социальным и лингвистическим потребностям глухого ребенка. Врачи могут быть экспертами состояния внутреннего уха, но они не эксперты по внутренней жизни глухого ребенка и взрослого. В программу подготовки медиков, особенно отоларингологов, должны входить курсы по психологическим, социальным, педагогическим, культурным и коммуникативным аспектам глухоты, а также по модели «благополучия».
(…) НАГ также рекомендует страхователям обеспечивать достойное страховое обеспечение различным слуховым аппаратам и средствам, а также службе поддержки. (…)
Подготовлено Комитетом по кохлеарной имплантации НАГ,
одобрено Советом директоров НАГ 6 октября 2000 г.
Перевод А.А. Комаровой
В едином строю. 2009. №12. С.19.