Новости

МОСКОВСКИЙ ДЕСАНТ В ЛИПЕЦКЕ

5 апреля в Липецке, в актовом зале Управления образования и науки Липецкой области, состоялся информационный семинар «Реабилитация семей, имеющих в своем составе ребенка с нарушением слуха». Это мероприятие организовал — со своими сотрудниками и активными членами Общества — председатель Липецкого Р О ВОГ Максим Барсуков, который использовал средства гранта Президента Р Ф на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов Были приглашены родители неслышащих детей, педагоги МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» во главе с директором Т. И. Аксеновой, педагоги Задонской школы-интерната для детей с нарушениями слуха, представители Управления социальной защиты населения Липецкой области, липецкого техникума городского хозяйства и отраслевых технологий, липецкой областной спортивно-адаптивной школы (пришел заместитель директора С.В. Самохин).

Доклады на семинаре делали москвичи М. Б. Ларионов, А. А. Комарова, Н. А. Чаушьян. В. А. Паленный. Заместитель начальника Управления социальной политики и реабилитации ВОГ Максим Ларионов выступил с докладом на тему «Жестовый язык и закон»; в центре его внимания были закон о повышении статуса русского жестового языка, подписанный президентом РФ В. Путиным в конце 2012 года, и открываемые им новые возможности использования РЖЯ в образовательном процессе.

Анна Комарова, рассказывая про «основные тенденции современной сурдопедагогики», начала с экскурса в историю, обратив внимание слушателей на любопытные, но вполне закономерные совпадения в истории обучения глухих разных стран, на наличие неких «констант». Затем доцент МГЛУ подвергла критике слепую веру в преимущества устного способа обучения и мифы, связанные с жестовым языком.

Сурдопедагог ГКОУ СКШИ № 65, председатель МОГУ Надежда Чаушьян свой доклад «Роль жестового языка в лингвистическом и когнитивном развитии глухого ребенка» начала со списка главных мифов, связанных с глухотой — только уход от них и трезвая констатация фактов открывает путь к воспитанию глухого ребенка. Незачем «демонизировать» ЖЯ — в силу своей визуальной модельности он является естественным, родным языком для глухого ребенка, и следует его использовать как ресурс для развития глухого малыша, освоения им второго языка — словесного. Надежда Алексеевна раскритиковала существующие ФГОСЫ (федеральные государственные образовательные стандарты) и учебные программы, составленные без учета такого инструмента как РЖЯ. И высказала парадоксальную на первый взгляд мысль: если не использовать ЖЯ в цепочке учебного процесса, то будет расти процент глухих детей, которые из-за плохого знания русского словесного языка никогда не получат аттестат об окончании школы — его ждет только справка.

Главный редактор «ВЕС» Виктор Паленный" уже выступал в Москве с докладом на тему «Аудизм как барьер и как путь к пониманию проблемы», но в Липецке он воспользовался дополнительными 30−40 минутами, чтобы не просто познакомить слушателей с основными положениями двух концепций глухоты — медицинской и социокультурной, но и показать зыбкость границ между разновидностью нормы и инвалидностью. Прозвучала мысль, что тенденция общества называть биологическими отклонениями то, что на самом деле является социальной разновидностью, — это фактически дискриминация тех или иных групп людей: «инвалидность это не то, что есть у человека, — это ярлык, который на него вешают».

После каждого доклада слушатели задавали вопросы, а последний час ушел на обсуждение различных аспектов обучения и воспитания глухих детей. Глухие и слабослышащие родители не сидели тихо, а некоторые даже проявили такую активность, что Н. А. Чаушьян и М. В. Барсукову пришлось призвать их к «конструктивному диалогу» со школой № 40 и формированию пожеланий в более корректной форме. Надежда Алексеевна подчеркнула, что родителям маленьких детей следует больше требовать не с детсада или школы, а с самих себя. Хотелось бы верить, что семинар оказался полезным всем — и родителям, и педагогам. И что Липецкое региональное отделение Всероссийского общества глухих и школы для детей с нарушениями слуха будут теснее взаимодействовать в решении вопросов совершенствования образования детей и организации их досуга.