Новости

МОСКОВСКИЙ ДЕСАНТ В ЛИПЕЦКЕ

2018-04-05 21:43
5#nbsp;апреля в#nbsp;Липецке, в#nbsp;актовом зале Управления образования и#nbsp;науки Липецкой области, состоялся информационный семинар «Реабилитация семей, имеющих в#nbsp;своем составе ребенка с#nbsp;нарушением слуха». Это мероприятие организовал#nbsp;— со#nbsp;своими сотрудниками и#nbsp;активными членами Общества#nbsp;— председатель Липецкого#nbsp;Р#nbsp;О ВОГ Максим Барсуков, который использовал средства гранта Президента#nbsp;Р#nbsp;Ф на#nbsp;развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов Были приглашены родители неслышащих детей, педагоги МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» во#nbsp;главе с#nbsp;директором Т.#nbsp;И.#nbsp;Аксеновой, педагоги Задонской школы-интерната для детей с#nbsp;нарушениями слуха, представители Управления социальной защиты населения Липецкой области, липецкого техникума городского хозяйства и#nbsp;отраслевых технологий, липецкой областной спортивно-адаптивной школы (пришел заместитель директора С.В. Самохин).

Доклады на#nbsp;семинаре делали москвичи М.#nbsp;Б.#nbsp;Ларионов, А.#nbsp;А.#nbsp;Комарова, Н.#nbsp;А.#nbsp;Чаушьян. В.#nbsp;А.#nbsp;Паленный. Заместитель начальника Управления социальной политики и#nbsp;реабилитации ВОГ Максим Ларионов выступил с#nbsp;докладом на#nbsp;тему «Жестовый язык и#nbsp;закон»; в#nbsp;центре его внимания были закон о#nbsp;повышении статуса русского жестового языка, подписанный президентом#nbsp;РФ В. Путиным в#nbsp;конце 2012 года, и#nbsp;открываемые им#nbsp;новые возможности использования РЖЯ в#nbsp;образовательном процессе.

Анна Комарова, рассказывая про «основные тенденции современной сурдопедагогики», начала с#nbsp;экскурса в#nbsp;историю, обратив внимание слушателей на#nbsp;любопытные, но#nbsp;вполне закономерные совпадения в#nbsp;истории обучения глухих разных стран, на#nbsp;наличие неких «констант». Затем доцент МГЛУ подвергла критике слепую веру в#nbsp;преимущества устного способа обучения и#nbsp;мифы, связанные с#nbsp;жестовым языком.

Сурдопедагог ГКОУ СКШИ № 65, председатель МОГУ Надежда Чаушьян свой доклад «Роль жестового языка в#nbsp;лингвистическом и#nbsp;когнитивном развитии глухого ребенка» начала со#nbsp;списка главных мифов, связанных с#nbsp;глухотой#nbsp;— только уход от#nbsp;них и#nbsp;трезвая констатация фактов открывает путь к#nbsp;воспитанию глухого ребенка. Незачем «демонизировать» ЖЯ#nbsp;— в#nbsp;силу своей визуальной модельности он#nbsp;является естественным, родным языком для глухого ребенка, и#nbsp;следует его использовать как ресурс для развития глухого малыша, освоения им#nbsp;второго языка#nbsp;— словесного. Надежда Алексеевна раскритиковала существующие ФГОСЫ (федеральные государственные образовательные стандарты) и#nbsp;учебные программы, составленные без учета такого инструмента как РЖЯ. И#nbsp;высказала парадоксальную на#nbsp;первый взгляд мысль: если не#nbsp;использовать#nbsp;ЖЯ в#nbsp;цепочке учебного процесса, то#nbsp;будет расти процент глухих детей, которые из-за плохого знания русского словесного языка никогда не#nbsp;получат аттестат об#nbsp;окончании школы#nbsp;— его ждет только справка.

Главный редактор «ВЕС» Виктор Паленный" уже выступал в#nbsp;Москве с#nbsp;докладом на#nbsp;тему «Аудизм как барьер и#nbsp;как путь к#nbsp;пониманию проблемы», но#nbsp;в#nbsp;Липецке он#nbsp;воспользовался дополнительными 30−40 минутами, чтобы не#nbsp;просто познакомить слушателей с#nbsp;основными положениями двух концепций глухоты#nbsp;— медицинской и#nbsp;социокультурной, но#nbsp;и#nbsp;показать зыбкость границ между разновидностью нормы и#nbsp;инвалидностью. Прозвучала мысль, что тенденция общества называть биологическими отклонениями то, что на#nbsp;самом деле является социальной разновидностью,#nbsp;— это фактически дискриминация тех или иных групп людей: «инвалидность это не#nbsp;то, что есть у#nbsp;человека,#nbsp;— это ярлык, который на#nbsp;него вешают».

После каждого доклада слушатели задавали вопросы, а#nbsp;последний час ушел на#nbsp;обсуждение различных аспектов обучения и#nbsp;воспитания глухих детей. Глухие и#nbsp;слабослышащие родители не#nbsp;сидели тихо, а#nbsp;некоторые даже проявили такую активность, что Н.#nbsp;А.#nbsp;Чаушьян и М.#nbsp;В.#nbsp;Барсукову пришлось призвать их к#nbsp;«конструктивному диалогу» со#nbsp;школой № 40 и#nbsp;формированию пожеланий в#nbsp;более корректной форме. Надежда Алексеевна подчеркнула, что родителям маленьких детей следует больше требовать не#nbsp;с#nbsp;детсада или школы, а#nbsp;с#nbsp;самих себя. Хотелось#nbsp;бы верить, что семинар оказался полезным всем#nbsp;— и#nbsp;родителям, и#nbsp;педагогам. И#nbsp;что Липецкое региональное отделение Всероссийского общества глухих и#nbsp;школы для детей с#nbsp;нарушениями слуха будут теснее взаимодействовать в#nbsp;решении вопросов совершенствования образования детей и#nbsp;организации их#nbsp;досуга.