Новости

В МОСКВЕ ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ "ОБРАЗОВАНИЕ И ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК"

2017-04-28 21:09
На#nbsp;этой неделе, 25#nbsp;апреля, на#nbsp;базе Московского городского педагогического университета состоялась Городская научно-практическая конференция «Образование и#nbsp;жестовый язык». Организаторами конференции выступили Московская городская организация ВОГ и#nbsp;Департамент образования города Москвы. В#nbsp;конференции приняли участие руководители и#nbsp;педагоги образовательных учреждений, организаций, ученые, научные сотрудники, представители и#nbsp;члены общественных организаций, переводчики РЖЯ, родители детей-инвалидов по#nbsp;слуху. В#nbsp;ходе конференции подняли острые и#nbsp;насущные проблемы, связанные с#nbsp;образованием глухих детей. Мы#nbsp;остановимся на#nbsp;наиболее ярких и#nbsp;интересных моментах выступлений дня.

Одна из#nbsp;организаторов конференции «Образование и#nbsp;жестовый язык» Анна Комарова больше 25 лет ратует за#nbsp;билинвизм в#nbsp;обучении глухих детей.

Анна Комарова, директор ЦОГиЖЯ, добавила к#nbsp;вышесказанному, что глухой может ВСЕ, нужно только одно#nbsp;— убрать барьеры и#nbsp;дать ему возможность реализоваться. Надежда Чаушьян, ее#nbsp;коллега по#nbsp;билингвистическому эксперименту, который проводила Галина Зайцева, председатель объединения глухих учителей (МОГУ), признала, что давно назрела необходимость выработать стандарт использования#nbsp;ЖЯ в#nbsp;образовательном процессе, определить, в#nbsp;каких случаях требуется задействовать его в#nbsp;полной мере, а#nbsp;в#nbsp;каких#nbsp;— дозированно. Посетовала на#nbsp;недостаток научных исследований и#nbsp;работ в#nbsp;этом направлении.

Повторила высказанный ранее тезис: в#nbsp;первую очередь необходимо руководствоваться интересами ребенка, а#nbsp;не#nbsp;своими «высокими педагогическими потребностями». Преподаватель МГПУ, на#nbsp;территории которого проходила конференция, Виктория Томсон отметила значимый в#nbsp;педагогической практике факт: «Важно для ребенка понимать смысл слова, тогда уже можно постепенно переходить на#nbsp;устный метод обучения». Глухие дети, в#nbsp;отличие от#nbsp;слышащих, воспринимают мир исключительно визуально, через глаза, тут#nbsp;ЖЯ им#nbsp;очень сильно поможет в#nbsp;интеллектуальном развитии. Как ребенок наберет нужную базу#nbsp;— уже смело учить говорить можно будет.

Людмила Жадан и#nbsp;Наталья Соловейчик в#nbsp;схожей форме рассказали про проблему использования жестового и#nbsp;устного языков в#nbsp;процессе обучения, указав на#nbsp;факт, что устный метод или КЖР не#nbsp;дают полного погружения в#nbsp;предмет. Особенно в#nbsp;отношении нюансов и#nbsp;правил русского языка#nbsp;— тут только с#nbsp;помощью#nbsp;ЖЯ можно понять некоторые сложности русского языка: к#nbsp;примеру, совершенный и#nbsp;несовершенный виды действий, правила двух согласных и#nbsp;так далее, а#nbsp;это, в#nbsp;свою очередь, отражается на#nbsp;изучении математики, правила которой даются на#nbsp;русском языке. Наталья Мельничук, преподаватель географии в#nbsp;«Центре на#nbsp;Павелецкой», призналась, что варьирует использование устного метода с#nbsp;РЖЯ в#nbsp;зависимости от#nbsp;возможностей учеников. Кинула камень в#nbsp;огород других школ#nbsp;— некоторые коллеги воротят нос от#nbsp;«Центра на#nbsp;Павелецкой», поговаривая, что там «не#nbsp;тот контингент обучающихся». Но#nbsp;при этом на#nbsp;Павелецкую воспитанники будто#nbsp;бы «правильных» школ поступают неподготовленными.

Яхнина Е.З., профессор кафедры инклюзивного образования и#nbsp;сурдопедагогики МПГУ, предложила глухим написать сами программу, в#nbsp;которой прописали#nbsp;бы роль и#nbsp;место#nbsp;ЖЯ в#nbsp;образовании.

Любовь Олтаржевская, директор ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы», сформулировала мысль, что в#nbsp;работе в#nbsp;данной сфере приоритет должен отдаваться созданию среды, в#nbsp;которой дети могли#nbsp;бы сами развиваться. Она рассказала, что в#nbsp;Москве учатся более 60 тысяч детей-инвалидов или с#nbsp;ограничениями здоровья, из#nbsp;них более 2000 детей#nbsp;— с#nbsp;нарушениями слуха.

Председатель МГО ВОГ Владимир Базоев представил обзор положения глухих школьников в#nbsp;системе образования, подтвердил озвученные ранее цифры#nbsp;— более 2000 глухих учащихся в#nbsp;школах и#nbsp;детских садах. Раскритиковал текущее состояние дел в#nbsp;образовательной сфере, привел данные анкетирования на#nbsp;молодежных форумах, которые собираются уже более 10 лет: динамика показывает падение уровня образования глухих школьников. Базоев вновь задал вопрос, почему при паритете глухих и#nbsp;слышащих родителей в#nbsp;управляющих советах школ глухие родители практически не#nbsp;представлены либо присутствуют в#nbsp;незначительном меньшинстве.

Одним из#nbsp;пиков конференции стало выступление Виктора Паленного, главного редактора журнала «ВЕС», который тонко обозначил проблему аудизма во#nbsp;взаимоотношениях между глухими и#nbsp;слышащими фразой: «Интеллект и#nbsp;умение говорить#nbsp;— не#nbsp;тождественны». Он#nbsp;призвал слышащих сурдопедагогов к#nbsp;сотрудничеству с#nbsp;глухими и#nbsp;слабослышащими учителями, знающими проблему «изнутри», к#nbsp;изучению и#nbsp;активному использованию их#nbsp;опыта.

Выступивший следующим Максим Ларионов пояснил, что правовой статус РЖЯ позволяет обучать на#nbsp;жестовом языке на#nbsp;любом уровне, и#nbsp;все упирается в#nbsp;сами школы, их#nbsp;руководства и#nbsp;управляющие советы. Школы до#nbsp;сих пор пребывают в#nbsp;заблуждении, что только устная речь позволяет ребенку интегрироваться в#nbsp;общество в#nbsp;наибольшей мере. Минуя важные аспекты в#nbsp;обучении ребенка, они проводят антигосударственную политику, лишая государство потенциальных налогоплательщиков.

В#nbsp;целом было сделано несколько различных интересных и#nbsp;актуальных докладов по#nbsp;проблемам дошкольного и#nbsp;школьного образования, которые охватывали широкий круг вопросов, связанных с#nbsp;повышением качества образования глухих детейч. Большинство участников конференции отметили важность использования РЖЯ в#nbsp;образовательном процессе, а#nbsp;в#nbsp;завершение подготовили резолюцию для подачи в#nbsp;Департамент образования города Москвы и#nbsp;в#nbsp;Министерство образования и#nbsp;науки#nbsp;РФ.

Материалы сайта www.voginfo.ru