Статьи

Русский жестовый язык как предмет обучения в школе глухих

О русском жестовом языке
Я буду говорить о преподавании русского жестового языка в школе как первого языка глухим детям. Урок Ж Я необходим как в традиционной школе, так и при билингвистическом обучении. Как слышащие дети изучают свой родной словесный язык с 1-го по 11-й класс, так и глухие дети должны изучать РЖЯ. Возникает вопрос — а что именно изучать в РЖЯ, как строить программу, что должно в нее войти? Для глухих детей из семей глухих — РЖЯ родной язык. Но для большинства глухих детей из семей слышащих РЖЯ если не родной, то первый язык, просто, к сожалению, они позже овладевают им. У Г. Л. Зайцевой было исследование 1982 года, которое подтверждало, что такие дети (глухие из семей слышащих) к 4 классу овладевают всеми структурами ЖЯ. Так какой должна быть программа?

В России мне нередко приходилось наблюдать следующую картину. Школа гордится открытым факультативом или предметом «Жестовый язык». Ведут уроки преподаватели без специальной подготовки, сами плохо понимающие, что такое РЖЯ. Это позднооглохшие, слабослышащие или слышащие переводчики, которые просто дают отдельные жесты или занимаются КЖР, называя это «грамотной, красивой, правильной» жестовой речью. Мы имеем в виду совсем другой подход — он был разработан под руководством Г. Л Зайцевой, выдвинувшей ряд серьезных задач, которые необходимо решать на уроках ЖЯ:

— развитие и совершенствование жестовой и словесной речи учащихся;

— повышение эффективности их коммуникативной деятельности с использованием средств РЖЯ;

— вооружение учащихся металингвистическими знаниями о РЖЯ, его лингвистической структуре;

— формирование представлений о РЖЯ как одном из самобытных естественных языков человеческого сообщества, о чертах сходства и различия между РЖЯ и другими жестовыми языками, между РЖЯ и русским языком, другими словесными языками;

— развитие лингвистической компетенции учащихся, творческих языковых способностей;

— совершенствование процессов получения, хранения и переработки информации, развитие когнитивной сферы глухих учащихся;

— знакомство с жестовым языком как основой субкультуры глухих, его историей и историей глухих, борьбой глухих за гражданские права, за признание официального статуса ЖЯ и т. д.;

— формирование личности ученика, направленное на самоидентификацию, осознание своего места в социуме глухих и в макросоциуме, толерантности, готовности к взаимодействию и доброжелательному сотрудничеству с другими членами человеческого сообщества;

— воспитание понимания важности владения русским жестовым языком и русским языком, роли и места обоих языков в жизни глухих, своеобразия словесно-жестового двуязычия глухих;

-- воспитание чувства гордости русским жестовым языком, интереса к его изучению, к обучению слышащих людей РЖЯ.

Программа, по которой я работала в билингвистических классах, состояла из трех компонентов: развитие коммуникативных навыков; изучение грамматики РЖЯ; история и культура глухих.

Хочу сразу сказать, что первоначальная программа во многом менялась и дорабатывалась, но я лично считаю, что раздел «История и культура глухих» должен быть выделен как отдельный предмет, а не включен в курс РЖЯ. Знание истории и культуры очень важно глухим детям, за рубежом изданы хорошие школьные учебники вместе с видео на ЖЯ (в Швеции). У нас есть отличная полная программа Виктора Паленного, по которой он работал в школе «на Павелецкой»; был краткий, но положительный опыт преподавания в 101-й школе нашей студентки Никитиной.

Чем мы занимаемся на уроках?

Навыки общения, что это такое? Рецептивные навыки — ребенок должен понимать обращенную речь. С этим обычно проблем меньше, но дети могут понимать, О ЧЕМ говорится на ЖЯ, но может не уловить каких-то тонкостей. С экспрессивными навыками намного сложнее — ведь это очень важное умение выразить себя, свои чувства, эмоции, мнения плюс умение пересказать какую-то информацию, текст. Слышащих детей учат пересказу еще с детского сада и потом в школе, и то у многих не хватает логики изложения, есть слова-паразиты «ЭЭЭ», «вот», «этот самый», «ну блин». Проблема с логическим пересказом (рассказом) встречается у многих — даже взрослых, даже у глухих из семей глухих! Ведь этому надо учить, детьми надо заниматься. Они могут понимать прекрасно текст на ЖЯ или РЯ или просто ситуацию на картинке, но сами или неправильно передают информацию, или их ЖЯ пестрит паразитами как «ЭТОТ САМЫЙ», «ТОТ», «ТАКОЙ ЖЕ». (Или нарушена логика — начинает говорить о частностях, а потом переходит к общему (пример рассказа по картинке: МАЛЬЧИК НОСКИ БЕЛЫЕ В ЖЕЛТУЮ ПОЛОСКУ КЕПКА ВЕСНУШКИ УДОЧКА КОТ РЫБУ ЕСТ СЗАДИ.)

Навыки ведения диалогической речи формируются довольно быстро, но этим тоже надо заниматься.

Очень важный раздел, чем мы занимаемся на всех этапах курса — грамматика (или основы лингвистики) РЖЯ.

Разделы «морфология» и «синтаксис» чрезвычайно важны! Они важны не просто для понимания и анализа своего жестового языка, но и для понимания и лучшего овладения русским языком. Мы работали в тесном контакте с преподавателем РЯ, и я старалась «опережать» ее темы. Я даже не представляю, как без ЖЯ овладевать многими темами в русском языке. Если понятие множественности дается относительно легко глухим детям (в русском языке окончания, в жестовом языке 3 вида образования множественности), совершенный вид — детям дается безумно тяжело, какая разница между «делать» — «сделать»? Но когда я объясняю разницу между ДОГНАТЬ и ДОГОНЯТЬ и ЕСТЬ и СЪЕСТЬ — морфологические принципы становятся явными! А прошедшее и будущее время?

А пассивный и активный залог — на кого направлено действие? Я ДАРЮ — МНЕ ДАРЯТ. Я ОТВЕЧАЮ — МНЕ ОТВЕЧАЮТ (кстати, типичная ошибка многих слышащих педагогов).

В синтаксисе наибольшую сложность вызывает отрицание, но при понимании разницы между РЖЯ и русским языком — все проблемы быстро разрешаются.

Лексика — в 8 классе диалекты и архаизмы.

В старших классах — перевод сложной «своей» лексики РЖЯ, то есть идиом.

Ранее я призывала к включению РЖЯ в учебный план школ глухих. Но качественное обучение невозможно без подготовленных преподавателей РЖЯ из числа глухих, умеющих работать по методике преподавания РЖЯ как первого языка.

Предмет «Русский жестовый язык» должен быть включен в программу с первого класса. Но я глубоко убеждена, что использовать РЖЯ с глухим ребенком надо значительно раньше — с 6−7 месяцев!

В едином строю. 2013. № 6. С.15−16.