Новости

ОБ ОБУЧЕНИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

2017-04-24 21:10
15#nbsp;апреля Анна Анатольевна Комарова, директор ЦОГ им.#nbsp;Зайцевой, начала встречу с#nbsp;разговора о#nbsp;том, как плачевна ситуация с#nbsp;дошкольным и#nbsp;школьным образованием глухих детей. Без применения жестового языка в#nbsp;садах и#nbsp;школах глухие дети не#nbsp;получают доступную информацию. Принуждение к#nbsp;чисто слуховому восприятию информации для глухих неэффективно. В#nbsp;итоге мы#nbsp;имеем большой процент детей, которые не#nbsp;понимают учителей и#nbsp;учебный материал, а#nbsp;учителя, не#nbsp;владеющие жестовым языком, не#nbsp;понимают детей, которые на#nbsp;переменах активно общаются между собой на#nbsp;РЖЯ. О#nbsp;каком качественном образовании в#nbsp;таком случае может идти речь?

Перейдя к#nbsp;истории обучения глухих в#nbsp;мире, лектор подчеркнула, что данная проблема возникла не#nbsp;сегодня. Подходы к#nbsp;обучению глухих детей кардинально различались в#nbsp;разные времена и#nbsp;в#nbsp;разных странах, и#nbsp;очень часто, желая добра и#nbsp;пытаясь сделать из#nbsp;глухого ребенка «нормально говорящего» человека, просветители наступали на#nbsp;одни и#nbsp;те#nbsp;же#nbsp;«грабли». «Устный метод», при котором глухому запрещают пользоваться жестовой речью, подходит далеко не#nbsp;всем. Но#nbsp;были в#nbsp;истории примеры, когда глухих детей обучали используя жестовый язык. Карл Оскар Малм еще в#nbsp;1860 году утверждал: «Глухой может все!» И#nbsp;Анна Анатольевна также убеждена, что глухой ребенок#nbsp;— абсолютно здоровый человек, у#nbsp;которого нет лишь слуха. Если глухой ребенок не#nbsp;страдает умственной отсталостью, то#nbsp;преступно делать из#nbsp;него недоразвитую личность, лишая его возможности полноценно получать информацию в#nbsp;первые годы жизни на#nbsp;своем естественном жестовом языке. Ранние годы#nbsp;— это самые важные годы для формирования мозга и#nbsp;познавательных способностей у#nbsp;ребенка. Именно поэтому важно, чтобы родители и#nbsp;педагоги могли общаться с#nbsp;малышом на#nbsp;жестовом языке, а#nbsp;далее уже с#nbsp;его помощью учили ребенка грамотному письменному русскому языку, умению воспринимать и#nbsp;анализировать тексты. Фактически, речь идет о#nbsp;билингвистическом обучении.

Лекция вызвала живой интерес. Глухие и#nbsp;слышащие родители делились собственными историями. Ставились вопросы о#nbsp;том, как добиться, чтобы ввели обязательное обучение жестовому языку в#nbsp;школах для глухих и#nbsp;слабослышащих детей. Да, в#nbsp;самом обществе глухих существуют разногласия#nbsp;— в#nbsp;образовании может быть РЖЯ (русский жестовый язык) или должен быть только КЖР (калькирующая жестовая речь)?Как это должно быть прописано в#nbsp;образовательном стандарте? Но#nbsp;сейчас жестовый язык официально никак не#nbsp;присутствует в#nbsp;образовании глухих. Важно, чтобы жестовый язык был вообще включен в#nbsp;образовательный стандарт для глухих. Глухие педагоги, родители и#nbsp;люди, понимающие необходимость того, чтобы жестовый язык стал частью образовательной системы, должны выступать единым фронтом. Тогда, возможно, что-то изменится!

АНО «Слышащие дети в#nbsp;семье глухих» при поддержке Российской государственной детской библиотеки продолжает цикл лекций, направленных на#nbsp;улучшение качества общения между слышащими и#nbsp;глухими людьми.