Обучение слышащих жестовому языку — одно из важных направлений работы нашего Центра. Началось все очень давно, страшно сказать — 25 лет назад, когда и Центра с его зелеными мартьяновскими руками еще не было, а была разношерстная команда глухих и слышащих, объединяемая Галиной Лазаревной Зайцевой. Зарубежные гранты тогда еще никто не клеймил, опыт и помощь Запада не отвергал, и у нас получился замечательный (не стыдно в этом признаться) проект с Центром исследования глухоты университета Бристоля. Четверо преподавателей прошли подготовку в Великобритании. В результате получилось две программы — программа обучения слышащих основам РЖЯ и программа подготовки преподавателей РЖЯ (из числа глухих-носителей РЖЯ). Обе программы, конечно, с добавлениями и изменениями действуют и до сих пор.
Нас часто спрашивают, а чем все-таки вы отличаетесь от множества курсов, появляющихся сейчас то тут, то там, как грибы после дождя.
В первую очередь, мы обучаем настоящему жестовому языку глухих РФ, а не какой-либо его искусственной версии, удобной для слышащих. То есть уже на первом этапе, через подражание, курсанты приучаются пользоваться грамматикой РЖЯ, а не русского языка.
Затем, мы не обучаем отдельным жестам (как и с любым языком — открой словарь да и учи отдельные слова или жесты, но разве потом «заговоришь» на этом языке?)Мы обучаем общению на языке, используем коммуникативный подход к обучению. В отличие от многих других курсов мы изначально ставим задачу не только научить курсантов выразить себя, но и понимать обращенную к ним жестовую речь. Ведь общение — это всегда как минимум двусторонний процесс !
Следующее отличие: у нас работают глухие преподаватели, для большинства из них — РЖЯ является родным языком. Все они прошли специальную подготовку. Используется прямой или беспереводной метод обучения, т. е. русский язык практически не используется, и обучаемые с первого занятия вынуждены понимать ЖЯ и должны быть поняты преподавателем. У нас есть несколько уровней обучения, но об этом довольно подробно рассказано на странице Центра.
Нас часто спрашивают, а чем все-таки вы отличаетесь от множества курсов, появляющихся сейчас то тут, то там, как грибы после дождя.
В первую очередь, мы обучаем настоящему жестовому языку глухих РФ, а не какой-либо его искусственной версии, удобной для слышащих. То есть уже на первом этапе, через подражание, курсанты приучаются пользоваться грамматикой РЖЯ, а не русского языка.
Затем, мы не обучаем отдельным жестам (как и с любым языком — открой словарь да и учи отдельные слова или жесты, но разве потом «заговоришь» на этом языке?)Мы обучаем общению на языке, используем коммуникативный подход к обучению. В отличие от многих других курсов мы изначально ставим задачу не только научить курсантов выразить себя, но и понимать обращенную к ним жестовую речь. Ведь общение — это всегда как минимум двусторонний процесс !
Следующее отличие: у нас работают глухие преподаватели, для большинства из них — РЖЯ является родным языком. Все они прошли специальную подготовку. Используется прямой или беспереводной метод обучения, т. е. русский язык практически не используется, и обучаемые с первого занятия вынуждены понимать ЖЯ и должны быть поняты преподавателем. У нас есть несколько уровней обучения, но об этом довольно подробно рассказано на странице Центра.