Глухие влоггеры
Последние два-три года в мире просто бум блогов — блог того-то и того-то, пишут о том-то и о том-то. Психологи рассуждают об интернетзависимости и блогзависимости, лингвисты пишут о специфическом языке интернет-общения. Однако среди глухих все большее распространение получают «влоги» (vlogs), т. е. видео-блоги, где вся информация выложена на жестовом языке — национальном или, реже, на международных жестах. Некоторые видеодневники становятся чрезвычайно популярны и имеют множество поклонников. Многие глухие, даже с очень хорошим знанием английского языка, предпочитают влоги на своем жестовом языке (некоторые сопровождаются субтитрами). Один из британских влоггеров — grumpyoldeafies.com — признается, что общение на БЖЯ дает ему большую свободу, чем письменный английский. Американский влоггер seekgeo.com в своей несменяемой бейсболке регулярно ведет видеодневник, где свободно рассуждает о том, что происходит в его жизни, о перипетиях со своими соседями, о путешествиях, об однополых браках. Его влог имеет сотни поклонников.
У жителей виртуального мира — путешественников по социальным сайтам и блогам/влогам есть и сторонники, и противники. Некоторые специалисты считают, что люди, загруженные реальной работой, связанной с интенсивным живым общением, а также жители мегаполисов, испытывают значительно меньшую привязанность к интернету. (Любопытно, но к этой группе относят и влюбленных, которым никто не нужен.) Хорошо ли, плохо ли это — решать самому, но то, что благодаря новым технологиям возможности общения и доступа к информации для глухих возросли в сотни раз — факт неоспоримый. Главное, наверное, в том, что у глухих теперь, как у слышащих, появилась СВОБОДА ЛИЧНОГО ВЫБОРА.
Попытка понять мир глухих
Один весьма популярный журналист «Гардиана» Сэм Волластон решил понять, что же это такое — быть глухим, какая у них, глухих, жизнь? Он провел 24 часа в семье глухих и подробно на трехстраничном развороте газеты описал свои ощущения и впечатления.
Рэймон Вулф — довольно известная личность в британском сообществе глухих. Он относится к восьмому поколению глухих своей семьи. В молодости у него был контракт с Голливудом, он даже снимался в фильме «Пляж» с Леонардо ДиКаприо (к сожалению, в окончательной версии эпизод вырезали). Сейчас у него свое дело, он занимается всем понемногу: преподает БЖЯ, участвует в ТВ проектах, переводит на БЖЯ художественные фильмы, разрабатывает сайты. Его гражданская жена Луиз два дня в неделю работает старшим воспитателем в лондонской школе глухих, сейчас она в декретном отпуске, ждет четвертого (!) ребенка. Четырехлетний Джаспер и трехлетняя Лэйла ходят в детский сад для слышащих, но этот детский сад и школа поддерживают билингвистическую программу — в детском саду есть и глухие воспитатели, и переводчик, и специалист со знанием жестового языка. Слышащих маленьких детей по желанию обучают БЖЯ, а по вечерам там проводятся курсы жестового языка для слышащих взрослых. Кстати, на курсах преподает и мать Рэймона, его родители живут неподалеку. Луиз пока дома с 15-месячным Спенсером. Все дети в семье тоже глухие.
Слышащий журналист приходит в семью Рэймона рано утром. Он должен провести вмести с ними целые сутки. До этого у журналиста никаких контактов с глухими не было вообще. Он находится в состоянии шока — его потрясло, что обычная утренняя семейная рутина — одевание детей, сбор в школу, завтрак, проводы — происходит в полной тишине за исключением отдельных звуков, которые слышащие не всегда замечают в «обычной» жизни: урчание холодильника, звук пережевывающихся кукурузных хлопьев, шум воды из крана… Чуть позже приходят глухие родители Рэймона, семейная рутина продолжается — Луиз печет пирог, дедушка стрижет газон, все вместе обедают.
Безусловно, все пытаются общаться с журналистом, но он сам признается, что у него очень плохая артикуляция, а устную речь глухих он понимает очень плохо. Общение, безусловно, было, они все же понимают друг друга, но журналист пишет: «Наше общение — длительный и мучительный процесс. Глухие замечательные и терпеливые учителя, я же медленно понимаю жесты и быстро их забываю. Мучит, что уровень нашего общения очень примитивный — мы говорим о простых бытовых вещах. Приходиться говорить не то, что ты ХОЧЕШЬ сказать, а то, что ты МОЖЕШЬ сказать. Но ведь так происходит при общении на любом иностранном языке, если ты его почти не знаешь».
Затем спасает компьютер Рэймона — они переписываются с помощью компьютера. Рэймон рассказывает, что впервые полностью осознал себя глухим на съемках «Пляжа» в Таиланде — вокруг него не было ни одного глухого, ни одного переводчика.
День продолжается. Журналист восхищается свободным общением родителей со своими маленькими глухими детьми на БЖЯ — точно таким же, как и в любой слышащей семье. «БЖЯ — самая главная основа их дальнейшего развития, дверь в большой мир» — поясняет Рэймон. Журналист обращает внимание на важность зрительного контакта, «глаза в глаза» — важнейшая часть культуры глухих. Рэймон даже детей воспитывает лишь одним взглядом — когда надо добиться послушания, он серьезно пристально смотрит на детей, поднимает руку вверх и считает раз-два-три.
Вечером, после бассейна и ужина в кафе все возвращаются на машине домой. Журналист сидит на заднем сиденье с детьми и вначале пугается, как Рэймон ведет машину — ведь он и Луиз о чем-то болтают на БЖЯ. Рэймон успокаивает его — у глухих более развито периферическое зрение. Наверное, Рэймон и Луиз немного устали от постоянного присутствия слышащего чужака, думает журналист. «Наверное, они обсуждают меня, говорят, что я идиот или еще что-то такое обо мне?» Сразу приходит шокирующее понимание: а как же глухие люди ВСЕГДА чувствуют себя в окружении говорящих слышащих? Как же им пробиться к пониманию через шевелящиеся губы, через выражение лица, позы?
Мы живем вместе в одном мире, но слышащее большинство почти ничего не знает о меньшинстве глухих, не может или не хочет поставить себя на их место. Наверное, состояние постоянной борьбы и преодоления барьеров и делает глухих сильнее (но не избавляет от чувства обиды на окружающий мир? — Ред.).
В едином строю. 2010. № 1. С. 15.