В ноябре наши литовские соседи провели в Вильнюсе очень полезную и перспективную международную конференцию, посвященную новым направлениям в обучении глухих детей. Хотя конференция называлась «Совершенствование навыков чтения у глухих детей», в докладах участников были затронуты более широкие вопросы, отражающие меняющуюся ситуацию в образовании глухих Литвы. Еще в 1994 году в стране принят закон о жестовом языке, и сейчас жестовый язык может быть официально использован в обучении. Постепенно осуществляется переход к билингвистическому обучению с использованием литовского жестового языка. Сотрудники Центра образования глухих и жестового языка еще в 1996–97 годах проводили совместные учебные семинары с преподавателями школы глухих Паневежиса, однако сейчас о билингвистическом обучении задумываются и в крупных школах Вильнюса, Шауляя, Клайпеды и Каунаса. Безусловно, сказывается и влияние Швеции – родины билингвистического обучения глухих (спонсором конференции выступили Шведское посольство в Литве). На конференцию приехала Кристина Свартхолм, профессор Стокгольмского университета, занимающаяся преподаванием шведского языка по принципам второго языка. Докладчица сообщила, что уровень результатов экзаменов глухих выпускников школ сопоставим с уровнем массовых школ. В Швеции большинство глухих детей обучаются в специальных билингвистических, а не интегрированных школах. Около 50% всех глухих выпускников успешно сдают экзамены по шведскому, математике и английскому языку (экзамены точно такие же, как у слышащих, и никакие подтасовки результатов в принципе невозможны), результаты по жестовому языку выше 60%. Если учесть, что сейчас около 40% всех глухих учащихся имеют дополнительные нарушения или происходят из семей, где первый язык жестовый, то такими результатами можно гордиться. Многие глухие поступают в университеты и в колледжи по разным специальностям. Интересно, что последние исследования выявили значительно большие проблемы у слабослышащих студентов университетов по сравнению с глухими студентами. Глухие лучше адаптированы, привыкли пользоваться переводчиками жестового языка, слабослышащие менее уверены, испытывают трудности, особенно во время дискуссий в группе, на семинарских занятиях.
Литовские докладчики из Вильнюса, Клайпеды и Каунаса говорили и о чтении, и о развитии навыков грамотности у глухих детей дошкольного, начального и старшего школьного возраста. Рита Багдонайте сообщила о создании специальных книжек для глухих детей об окружающем мире – детишкам можно только позавидовать. Интересным был доклад Руты Вышниуниене о необходимости раннего приучения к книгам. Практически все выступающие говорили о возможностях использования жестового языка в обучении, соотношении различных речевых средств. Российские участники А.А. Комарова и Т.П. Давиденко (участие специалистов из России стало возможным благодаря поддержке Российского посольства в Литве) рассказали о российском опыте билингвистического обучения и роли предмета «жестовый язык» для развития глухого ребенка. Доклад Давиденко, в котором обсуждались серьезные педагогические и психологические проблемы, был сделан на русском жестовом языке и произвел на слышащую и неслышащую аудиторию ошеломляющее впечатление.
Показательно, что вся конференция была организована Ассоциацией родителей глухих детей «Pagava» – организацией, которая старается много делать для повышения качества обучения глухих в Литве, организует отдых детей и проводит различные конкурсы. Ассоциация родителей, первоначально созданная, в основном, слышащими мамами, старается сейчас привлекать в свои ряды и глухих родителей. Этому во многом способствует доброжелательное и открытое отношение к жестовому языку. Руководителя ассоциации и организатора конференции Джоана Ванагиене немного волнует будущее ассоциации, но хочется верить, что все трудности – временного характера. Очень обидно, что в России многие слышащие родители маленьких глухих детей зачастую получают «однобокую» информацию, в результате чего отрицательно или просто настороженно относятся к жестовому языку, отвергая это мощнейшее средство личностного и интеллектуального развития глухого ребенка.
Необходимо больше писать о положительном опыте использования жестового языка с маленькими глухими, об опыте воспитания глухих детей глухими родителями.
Литовские докладчики из Вильнюса, Клайпеды и Каунаса говорили и о чтении, и о развитии навыков грамотности у глухих детей дошкольного, начального и старшего школьного возраста. Рита Багдонайте сообщила о создании специальных книжек для глухих детей об окружающем мире – детишкам можно только позавидовать. Интересным был доклад Руты Вышниуниене о необходимости раннего приучения к книгам. Практически все выступающие говорили о возможностях использования жестового языка в обучении, соотношении различных речевых средств. Российские участники А.А. Комарова и Т.П. Давиденко (участие специалистов из России стало возможным благодаря поддержке Российского посольства в Литве) рассказали о российском опыте билингвистического обучения и роли предмета «жестовый язык» для развития глухого ребенка. Доклад Давиденко, в котором обсуждались серьезные педагогические и психологические проблемы, был сделан на русском жестовом языке и произвел на слышащую и неслышащую аудиторию ошеломляющее впечатление.
Показательно, что вся конференция была организована Ассоциацией родителей глухих детей «Pagava» – организацией, которая старается много делать для повышения качества обучения глухих в Литве, организует отдых детей и проводит различные конкурсы. Ассоциация родителей, первоначально созданная, в основном, слышащими мамами, старается сейчас привлекать в свои ряды и глухих родителей. Этому во многом способствует доброжелательное и открытое отношение к жестовому языку. Руководителя ассоциации и организатора конференции Джоана Ванагиене немного волнует будущее ассоциации, но хочется верить, что все трудности – временного характера. Очень обидно, что в России многие слышащие родители маленьких глухих детей зачастую получают «однобокую» информацию, в результате чего отрицательно или просто настороженно относятся к жестовому языку, отвергая это мощнейшее средство личностного и интеллектуального развития глухого ребенка.
Необходимо больше писать о положительном опыте использования жестового языка с маленькими глухими, об опыте воспитания глухих детей глухими родителями.
В едином строю. 2007. №1. С.17.